Градостроительное развитие Москвы за последние десять лет и его перспективы

Современные города сталкиваются с большим количеством вызовов долгосрочного развития, но, пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются устойчивость, здоровье и удовлетворенность горожан своим местом жительства. Успешные города должны быть устойчивы к внешним шокам и стремиться к снижению неравенства. При этом приоритетом является здоровье, влияние на которое оказывает городская среда в целом.

Все городские инициативы, направленные на формирование «здорового города», способствуют улучшению самочувствия горожан, повышению продолжительности их жизни. Важнейшую роль в этом играют ключевые градостроительные проекты, реализующиеся силами столичного стройкомплекса.

Развитие транспортной инфраструктуры, включая метро и ТПУ с учетом современных стандартов, стимулирует москвичей чаще использовать общественный транспорт, увеличивать объем двигательной активности.

Развитие улично-дорожной сети позволяет людям проводить меньше времени в заторах, что серьезно снижает уровень стресса.

Московский стандарт реновации предлагает новое качество жизни через улучшение жилищных условий, на которые приходится около 80% от совокупного влияния города на здоровье и благополучие горожан.

По оценкам специалистов компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Москва занимает 4-е место по темпам строительства жилья среди мегаполисов, обогнав Нью-Йорк.

Строительство жилья – основной драйвер развития мегаполиса. За 10 лет построено 88 млн. кв.м недвижимости, в т.ч. 35,39 млн. кв.м жилья.

По оценкам специалистов международного рейтингового агентства PricewaterhouseCoorers (PwC), Москва признана городом с самой комфортной в мире социальной инфраструктурой: в 75% районах школы и детские сады находятся в шаговой доступности от жилья, более 60% жителей имеют шаговый доступ к объектам культуры и досуга, 90% — к зеленым зонам и паркам.

Необходимый элемент комплексного и устойчивого развития мегаполиса – обеспечение жителям равных возможностей получать необходимые услуги и сервисы в пешеходной доступности. Комплексный подход к развитию территорий позволил Москве стать сегодня одним из самых удобных и комфортных в мире мегаполисов.

По данным исследования компании BCG разнообразие видов досуга в Москве за последние годы в среднем выросло на 26%. Рост этого показателя зафиксирован в 90% районов, в лидерах роста – Новая Москва и центр.

В последние десять лет в Москве реализуется целый ряд проектов, направленных на повышение качества городской среды. Принцип комплексной застройки является главным при развитии районов, где возводятся жилые кварталы. Рядом с жильем строятся школы и детские сады, объекты здравоохранения, культуры и спорта, создаются зоны отдыха и досуга, благоустраивается территория, подводится скоростной общественный транспорт, формируется удобная УДС.

По оценкам специалистов компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Москва входит в тройку лидеров по плотности сети и станций метрополитена.

За 10 лет в столице построено и открыто 116 км линий и 56 станций подземки, а в ближайшие три года будет введено еще 58 км линий и 25 станций.

По данным исследования компании BCG масштабная программа развития метрополитена, включая МЦД, в будущем выведет Москву в мировые лидеры по плотности сети и станций метро.

Для достижения данной цели в столице реализуется самый масштабный за всю историю Московского метрополитена проект строительства Большой кольцевой линии протяженностью 70 км с 31 станцией: БКЛ станет самым протяженным метрокольцом в мире. Шаговый доступ к станциям Большого кольца получат 3 миллиона москвичей, проживающих в 34 районах. Благодаря новым вариантам маршрутов, более быстрым и удобным пересадкам пассажиры смогут вдвое сократить время в поездках по городу.

По оценкам специалистов компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Москва входит в тройку лидеров по темпу прироста протяженности дорог наряду с Пекином и Нью-Йорком.

Активное строительство в Москве новых и реконструкция существующих дорог и искусственных сооружений, создание наряду со сложившейся кольцевой – новой хордовой системы движения автотранспорта, формирование дорог-связок и удобной внутрирайонной улично-дорожной сети – все это определяет предпосылки для устойчивого развития мегаполиса в будущем. Еще в 2010-м году дорожно-транспортное строительство в городе не поспевало за бурным строительством недвижимости и высоким уровнем автомобилизации – отставание составляло 20 и более лет. Москве грозил транспортный коллапс и экологический кризис, люди находились в состоянии психологического стресса, обострялось множество заболеваний. Эта проблема стала серьезным вызовом, на который правительство Москвы во главе с мэром Сергеем Собяниным оперативно отреагировало, сделав приоритетом комплексное развитие транспортной инфраструктуры и подкрепив это мощным финансированием из бюджета.

По данным исследования компании BCG среднее время в пути в Москве сократилось в 70 % районов столицы.

Москва – единственный в мире мегаполис, где темпы развития дорог превышают темпы застройки территорий. С 2011 года построено 1012,4 км дорог, 295 искусственных сооружений, 248 пешеходных переходов, реконструировано 15 вылетных магистралей и 17 развязок на МКАД, введено 190 км хордовых магистралей. Средняя скорость движения автотранспорта за десять лет выросла с 16,5 км/час до 53 км/час. Шестой год подряд Москва не является мировым лидером по «пробкам».

Результаты исследования нидерландской компании TomTom, которая изучает загруженность дорог в крупных мегаполисах всего мира, показывают, что загруженность дорог Московского столичного региона составляет 59% — 6-й показатель в мире. Долгое время Москва была в тройке лидеров этого антирейтинга. 

Для улучшения данного показателя в ближайшие три года в Москве будут введены еще 272 км дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов.  Завершится формирование хорд, охватывающих 73 района — в зоне влияния этих магистралей проживают 7 млн москвичей. Снижение негативной нагрузки на окружающую среду в результате оптимизации транспортной сети и сокращения перепробегов автомобилей приведёт в долгосрочной перспективе к улучшению состояния здоровья миллионов москвичей.

По оценкам специалистов компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Москва лидирует по плотности рельсового транспорта, опередив Берлин, Сеул, Нью-Йорк и Лондон.

Достичь этих показатель удалось за счет успешного проекта интеграции пригородного железнодорожного сообщения в единую транспортную сеть – Московских центральных диаметров. За 10 лет построено 254 км путей, 51 остановочный пункт, 8 радиальных направлений интегрированы с МЦК.

По данным исследования компании BCG ежегодная экономия времени москвичей благодаря запуску МЦК составляет около 36 млн.часов в год.

МЦК повысил экономическую и социальную сбалансированность города: увеличил плотность транспортной инфраструктуры и улучшил качество жизни до 500 тыс. пассажиров за счет оптимизации маршрутов передвижения.

Значительно повысилась многофункциональность прилегающих к МЦК территорий за счет развития сервисов обслуживания и общественного питания (количество сделок по аренде в зоне влияния МЦК выросло на 61% только в первый год запуска).

По данным исследования компании BCG районы, попадающие в программу реновации, покажут рост числа рабочих мест на 52% за счет возможностей для местного малого и среднего бизнеса.

Сбалансированное развитие городской среды позволяет преобразовывать существующие столичные районы в более комфортные и удобные для жизни, работы и отдыха. Важнейшим городским проектом в этом плане является программа реновации жилья, предусматривающая расселение и снос устаревшего жилого фонда и строительство на освободившихся территориях не только новых домов с более просторными и комфортными квартирами, но и необходимой социальной и транспортной инфраструктуры в шаговой доступности, созданием новых рабочих мест, благоустройством прилегающей территории, формированием парков и зеленых зон. В результате выиграют не только непосредственные участники программы, а это миллион москвичей из 5174 «хрущевок», но и жители соседних районов, которые смогут пользоваться новой инфраструктурой и получать необходимые услуги в непосредственной близости от жилья.

Исследование Urban Health показало, что реновация и «Моя улица» повысит качество городской среды вдвое, улучшит экологию столицы, что скажется на здоровье москвичей (согласно исследованиям BREEAM, Active Design и Health streets).

Программа реновации вносит вклад в экономическую сбалансированность города из-за роста коммерческих площадей и количества рабочих мест на реновируемых территориях: например, в 14 пилотных районах ожидаемый прирост составит 230 тыс. кв. м. и 17,7 тыс. рабочих мест соответственно.